№2 2007   

Вернуться на главную

Могут ли мертвые обратиться?

В Евр. 9:27 сказано: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд».

Почему Бог лишает человека возможности выбора следовать за Иисусом при физической смерти?


Когда автор Послания к Евреям (Евр. 9:27) говорит о смерти «однажды», он использует слово, которое означает не просто однажды в отличие от двух и более раз, но «раз и навсегда». Это наречие (в греческом хапакс) указывает на окончательность характеризуемого им события; случившись однажды, событие изменяет состояние дел навсегда, исключая возможность своего повторения. Вот что означает это слово, употребленное в стихах 26 и 28 по отношению к искупительной жертве Иисуса на кресте, означая то же самое в стихе 27, когда употребляется по отношению к прекращению работы наших сердца и мозга и отделению личности от мертвого тела.

Неповторимость и реальность физической смерти ведет непосредственно к жатве посеянного нами в этом мире. Так учил Иисус, рассказывая о бессердечном богаче и нищем Лазаре (Лк. 16:19-31) и говоря о смерти во грехе, как о чем-то в высшей степени ужасном (Ин. 8:21-23). Так учил Павел, утверждая, что в Судный день всех ждет судьба, соответствующая их делам; то есть определяющему направлению их жизни (Рим. 2:5-16; Гал. 6:7-8; 2 Кор. 5:10). Новый Завет неуклонно придерживается такого взгляда на смерть и суд.

Современные богословы не единодушны в этом вопросе. Некоторые из них полагают, что часть не принявших Христа при этой жизни, могут, однако, сделать этот спасительный шаг в жизни будущей.

Одни из них, евангельские христиане, полагают, что Бог благодати должен дать каждому ясное представление о Евангелии в понятных для того выражениях.

Другие, ожидающие проявления посмертной веры, — это универсалисты, для которых самоочевидно, что все люди в конечном итоге обретут радость с Господом на небесах и что Бог, следовательно, должен и будет продолжать любовно воздействовать на них, пока все не будут приведены ко Христу. Так, Джон Хик выдвигает постулат о таком количестве посмертных жизней для каждого нехристианина, какое необходимо для достижения такого результата, а Нельс Ферре описывает ад, в котором имеются «школа и дверь»: когда пребывающие в аду приходят к осознанию Христа, они могут покинуть ад, так что, в конце концов, это место опустеет. Однако это — небиблейское рассуждение, отражающее неадекватное понимание того, что включает в себя обращение ко Христу.

К какому разряду событий относится «выбор «за» или «против» Христа как Спасителя»?

Эта фраза может навести на мысль, что такой выбор подобен выбору предпочитаемого блюда в меню — выбора, когда вы решаете, что представляется вам самым лучшим из множества предложенного, зная, что если первый вариант окажется недоступным, всегда имеется возможность выбрать второй.

Но спасительное пришествие ко Христу не таково. Свершаясь, оно сопровождается ощущением неотвратимости, проистекающим из трех источников: воздействия евангельской Истины, представляющейся слишком очевидной, чтобы быть отвергнутой, из ощущения присутствия Божия, вынуждающего повернуться лицом к реальности Иисуса Христа, а также осознания, что без Него человек погибает, действуя по своему разумению и отчаянно нуждаясь в изменении.

Это ощущение порождается предваряющей благодатью Божией — совершенным Им первым шагом. Не может быть обращения ко Христу (или «выбора Иисуса», если кто-то предпочитает такое выражение) помимо и вне этого обличающего божественного действия. Природа и необходимость возрождения (а это оно и есть) никогда не были предметом споров между пуританами-кальвинистами и веслианцами-арминианами.

Выбор сердца следовать за Иисусом Христом не всегда происходит одномоментно и не всегда осуществляется хладнокровно и по здравом размышлении.

На поверхностном уровне часто встречаются встречные течения нежелания. К. С. Льюис, анализируя историю своего собственного обращения, писал о «неуклонном, неумолимом приближении Того, с Кем я столь искренне не желал встречаться», и высмеивал мысль о том, что кто-либо на самом деле ищет реального Бога и реального, живого Христа, с Его властным, повелительным требованием быть Его учеником. «Вы с тем же успехом можете говорить о поисках мышью кота», — писал он.

Но при каждом действительном обращении предваряющая благодать (означающая, как теперь ясно, Святого Духа) обеспечивает реальные изменения в сердце посредством любви распятого Христа, становящейся непреодолимой.

Дж. И. Пакер —
заслуженный профессор богословия
Источник: ХРИСТИАНСТВО 4/2002


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по Центральному Федеральному округу.
Свидетельство ПИ №ФС1-51103.
Учредитель: Церковь ХВЕ "Источник веры" г.Дзержинский
Главный редактор: С.Чернов
Выпуск подготовили: Т.Чернышева, Ж.Кваснюк, Н.Карюкин, Т.Бунина
Интернет-версия: Кваснюк Жанна
Главная | Написать | Архив | Контакты | Реквизиты | Подписка
Газета издается на пожертвования и распространяется бесплатно.
Периодичность выхода номеров газеты зависит от финансовых возможностей редакции.
Копирование материалов разрешено только при наличии ссылки на www.world.xristiane.ru
©Все права защищены.
Хостинг от uCoz